Управляемость буксирных судов

Управляемость буксирных судов, как и иных, объединяет два противоположных по своей природе качества судна — устойчивость на курсе и поворотливость. Для разных типов буксирных судов значение этих качеств различно.

Так, для линейных буксиров важнее устойчивость на курсе, а для толкачей, следующих за составом,— высокая поворотливость вместе с составом. Объясняется это тем, что толкаемые составы, имея очень высокие значения Z/B обладают и высокой устойчивостью на курсе. Высокая поворотливость необходима и для портовых буксиров. Устойчивость судна на курсе обычно оценивается средним числом перекладок рулевого органа (направо — налево) в минуту. Опыт приемосдаточных испытаний ряда буксиров и толкачей показал, что при тихой погоде эти значения у них следующие:

— Поворотные насадки

— Свободный ход

— Ход с составом судов на буксире с толкаемым составом

Величина перекладки рулевого органа, как правило не превышает ± 1—3°. На взволнованной поверхности частота и величина перекладки возрастают. Поворотливость буксиров и толкачей с составами судов и порожнем характеризуется угловой скоростью поворота и относительным диаметром циркуляции. У морских буксиров диаметр установившейся циркуляции на полном ходу равен увеличенной в 3—4 раза длине корпуса; на малом ходу он несколько меньше. Угловая скорость поворота на полном ходу составляет от 140 до 200° в минуту. К портовым буксирам и особенно к кантовщикам предъявляются более высокие требования. Диаметр циркуляции этих судов должен быть не более чем 1,5—2,0 длины судна на скорости буксировки. На полном переднем ходу он может быть больше. Угловая скорость поворота 200—300° в минуту. Поворотливость буксира с составом в значительной степени зависит от величины буксирного каната. Размещение точки приложения буксирного каната вблизи миделя улучшает поворотливость, однако в этом случае снижается устойчивость на курсе, а при боковом рывке каната возникает опасность опракидования буксира. Необходимость к тому же обеспечения свободной рабочей палубы от места закрепления каната до кормовой оконечности заставляет при проектировании искать такое положение указанной точки, которое в соответствии с назначением буксира, типом примененного движителя и рулевого органа дает наилучшее компромиссное решение.

Для буксиров большое значение имеет управляемость на заднем ходу.